Существует несколько причин, побуждающих ортодоксов настаивать на религиозном контроле в сфере бракоразводного права. Некоторые из них религиозные политики предпочитают не обсуждать – например, тот факт, что монополия на браки является для раввинов серьезным источником дохода (с одной свадьбы раввин нередко кладет в карман несколько сотен шекелей, чаще всего нарушая при этом как налоговое законодательство, так и другие законы). Однако главной целью ортодоксов, безусловно, было недопущение "ассимиляции" – т.е. смешанных браков между евреями и неевреями. Подобные браки были категорически запрещены со времен Ездры и Неемии и на протяжении многих поколений являются в глазах правоверных иудеев величайшим из возможных бедствий. Так что, запретив в Израиле светские браки, ортодоксы тем самым законодательно лишили евреев возможности заключить смешанный брак.
До начала 60-х у граждан Израиля не было юридической возможности жениться на нееврейке. Однако в 1961 года году некий израильский еврей полюбил девушку-христианку из Бельгии, и заключил с ней гражданский брак в кипрском городе Никосии (кипрское законодательство допускает регистрацию браков двух неграждан). Вернувшись в Израиль, молодожены потребовали от местного МВД внести в бумаги соответствующую запись об изменении их гражданского состояния. Чиновники, однако, отказались, и тогда пара обратилась в Верховный Суд.
Судья Моше Зильберг, единственный ортодоксальный еврей, участвовавший в разборе этого дела, потребовал отклонить апелляцию, дабы не давать тем самым легитимации смешанным бракам. Однако большинство судей с его мнением не согласилось. В результате Верховный Суд постановил, что с точки зрения израильского законодательства "кипрский брак" является законным, а граждане Израиля, поженившиеся на Кипре, считаются мужем и женой.
Это решение стало прецедентным. Отныне любой гражданин Израиля, который не мог вступить в брак "по закону Моше и Израиля", получил возможность отправиться на Кипр или в любую другую страну с аналогичным законодательством (Болгарию, Чехию, Югославию...) и сочетаться там гражданским браком, законность которого признавалась в Израиле.
До конца 80-х "кипрских браков" в Израиле было относительно мало. Однако с началом массовой эмиграции из бывшего СССР ситуация решительно изменилось. До 300 тысяч новых израильских граждан не были евреями согласно Галахе и не принадлежали при этом к какой-либо другой конфессии, а потому не могли вступить в брак на территории Израиля. В результате количество израильтян, выезжающих за границу для заключения брака, стало исчисляться десятками тысяч.
В какой-то момент израильские власти, похоже, стали понимать, что столь массовый "брачный туризм" не лучшим образом сказывается на имидже страны, претендующей на звание цивилизованной. Поэтому в последние годы разговоры о необходимости института гражданского брака, не прекращавшиеся со дня основания государства, зазвучали все активнее и на самом высоком уровне. Правда, до недавнего времени дальше разговоров дело не шло. Однако сейчас, похоже, лед тронулся: несколько дней назад между министром юстиции Даниэлем Фридманом и главным сефардским раввином Шломо Амаром было достигнуто соглашение о введении в Израиле института гражданского брака. Правда, заключить гражданский брак смогут далеко не все граждане страны. Согласно предложенному законопроекту, под действие Закона о гражданских браках и разводах будут подпадать только пары, в которых оба партнера не являются евреями по Галахе. Впрочем, было бы странно надеяться, чтобы раввин Амар и его коллеги согласились на большее, т.е. на легитимацию потенциально смешанных браков.
Израильское правительство относится к новому законопроекту с огромным энтузиазмом. По словам представителя МВД, новый закон поможет решить проблему гражданского состояния, по меньшей мере, 300 тысяч израильтян. Однако, на мой взгляд, столь оптимистическая оценка более чем преувеличена.
Как уже было сказано, гражданским браком, согласно новому закону, смогут сочетаться только два партнера – неевреи, причем лишь при условии, что они предоставят справку из главного раввината, подтверждающую их нееврейство. Однако, как свидетельствует личный опыт автора этих строк, в большинстве случаев жениться на Кипр отправляются пары, в которых неевреем является только один из супругов. Следовательно, даже если закон будет принят, множество израильтян по-прежнему не сможет вступить в брак у себя на родине.
Впрочем, на этом недостатки данного законопроекта не заканчиваются. Ибо если новый закон все-таки будет принят, то его трудно будет охарактеризовать иначе как антисемитский. Ибо даже для двух евреев заключить брак в сегодняшнем Израиле далеко не просто.
Прежде всего, чтобы вступить в брак, еврейскому гражданину страны требуется доказать, что он является евреем. Подобные дела находятся в компетенции раввинского суда, и даже если все бумаги находятся в идеальном порядке, процесс занимает не меньше трех рабочих дней, плюс требует уплаты госпошлины в несколько сот шекелей. Далее, в некоторые дни – например, 50 дней между Песахом и Шавуотом – иудаизм запрещает играть свадьбы, и, соответственно, в эти дни жениться в Израиле нельзя. Раввины не проводят бракосочетаний в залах, не имеющих удостоверения о кошерности (хотя обычно никто не приглашает их есть), плюс нередко настаивают на том, чтобы платье невесты соответствовало их представлениям о скромности. И, наконец, обязательным условием религиозного брака является предварительное очищение невесты в специальном ритуальном бассейне – микве. Для правоверных иудеев все эти правила являются само собой разумеющимися и полностью соответствуют их представлениям о том, как должна выглядеть настоящая еврейская свадьба. Однако многие секулярные евреи воспринимают подобные ограничения как неоправданное насилие и недопустимое вторжение в те сферы жизни, которые они считают сугубо личными. Кроме того, принудительное участие в религиозной церемонии является для некоторых атеистов явным нарушением принципа свободы совести.
Если законопроект министерства юстиции станет законом, то в Израиле сложится парадоксальная ситуация: неевреи смогут жениться когда угодно и где угодно. В то время, как евреи по-прежнему смогут жениться только там и только так, как это кажется верным казенным раввинам. На мой взгляд, трудно назвать подобную практику иначе как явной дискриминацией.
И, наконец, еще одно немаловажное замечание. Если предложение Фридмана будет принято, то в этом случае израильское законодательство станет зеркальной копией... законов Третьего Рейха! Ибо нацистское законодательство 1935 года тоже не препятствовало заключению браков между "неарийцами", однако категорически запрещало "смешанные" браки.